Самогородская М.И.

Управление региональными инвестиционными процессами

 

Управление инвестиционной деятельностью в масштабах региона представляет собой специфический комплекс практических рекомендаций, опирающихся на научную концепцию эффективного менеджмента в условиях рынка. Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, в рамках которой  будут ставиться, и решаться  управленческие задачи. В данном контексте  – это региональная инвестиционная система (РИС).

В практике и теории накоплен определенный опыт по проработке отдельных составляющих процесса управления инвестициями. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых достаточное внимание уделено изучению видов инвестиций, оценке инвестиционной привлекательности отраслей и территорий, принципам разработки инвестиционной политики, критериям отбора приоритетных объектов инвестирования.  Но в своем большинстве эти исследования касаются проблем управления инвестиционной деятельностью на уровне  предприятия, отрасли или отдельного проекта. В последнее время увеличилось количество исследований, посвященных проблемам государственного регулирования инвестиционной сферы. Однако вопросы управления инвестиционной деятельностью на уровне региона  на сегодняшний день остаются малоизученными.

Практика показала, что определенные действия в плане управления региональными инвестиционными процессами выполняются субъектами управления  без должной взаимосвязи и  часто делают неэффективными весьма перспективные начинания. Это объясняется различиями  в понимании самой сути, целей и методов управления инвестициями со стороны различных структур органов власти в отдельных регионах. В связи с этим, использование системного подхода к организации управления инвестиционными процессами на региональном уровне позволит, по нашему мнению, избежать реализации ряда непродуманных решений и будет способствовать  улучшению инвестиционного климата и  повышению эффективности  инвестиционной деятельности в регионе.

Общеизвестно, что системой называют выделенный из общественно-экономической среды самоорганизующийся комплекс элементов, связанных между собой цепью причинно-следственных взаимоотношений и управляемых на основе получаемой и передаваемой информации с целью реализации определенных задач. Основываясь на столь общем определении, важно акцентировать внимание на тех началах, которые делают  региональную инвестиционную систему особой организацией специализированных элементов, объединенных в единое целое и предназначенных для решения специфических задач.

По мнению автора, региональная инвестиционная  система представляет собой территориально специализированную часть хозяйства страны, характеризующуюся единством и целостностью инвестиционного процесса,  способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять потребности региональной экономики  в инвестициях и обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие региона в отраслевом и территориальном аспектах.

Региональная инвестиционная система в рамках экономической структуры субъекта федерации относится к числу функциональных систем и в этом смысле она обладает самостоятельностью, действует как самоорганизующееся образование со своими собственными закономерностями. В тоже время по отношению к реальному сектору ее можно отнести к инфраструктуре, поскольку она обслуживает реальный сектор экономики региона, насыщает его своими ресурсами и – в зависимости от степени ее эффективности – ускоряет или замедляет процессы его развития[1].

Региональная инвестиционная система обладает рядом специфических качеств и свойств. В их числе:

1) Нестационарность  (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения. Количество участников и их функции  в региональном  инвестиционном процессе постоянно меняется, меняются темпы и направления инвестирования. Поэтому региональная инвестиционная система не имеет четко очерченных границ, она динамична, ее пики взлета и падения постоянно меняются.  Данное свойство предполагает способность региональной инвестиционной системы изменять свою структуру и формировать варианты поведения.

2) Открытость региональной инвестиционной системы, т.е. способность взаимодействовать с инвестиционной средой. Региональная инвестиционная система как организованная структура действует в инвестиционной  среде и испытывает на себе ее влияние и, в свою очередь, сама влияет на среду. Инвестиционная среда – это совокупность активных субъектов и факторов, действующих как в эндогенной среде региона, так и в экзогенной среде и влияющих на возможности активизации инвестиционных процессов в регионе[2].  В состав инвестиционной среды входят: экономическая среда, государственно-политическая среда; нормативно-правовая среда; социальная среда; научно-техническая среда. Влияние этих факторов не поддается контролю со стороны региональных органов власти, но требует постоянного отслеживания и реагирования, так как определяет позиции региона в рыночной структуре государства. Региональная инвестиционная система подвержена воздействию  налоговой, кредитной, денежной, валютной политик. Она   достаточно уязвима, и испытывает потрясения под воздействием политических изменений, чутко реагирует на уровень экономической безопасности государства, наличие «теневых» структур, присутствие иностранного капитала в регионе. В этом смысле РИС относится к разряду неопределенных, многофункциональных систем.

3) Устойчивость, способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и адаптироваться к изменяющимся условиям. Устойчивая региональная инвестиционная система предполагает наличие  совокупности  устойчивых субъектов инвестиционной деятельности, поддерживающих стабильные хозяйственные связи и ведущих гибкую политику развития собственной деятельности с учетом региональных интересов  в расчете на стабильное получение прибыли в будущем. Устойчивость РИС предполагает  взаимообусловленное и согласованное движение инвестиционных ресурсов с  положительным эффектом для всех участников регионального инвестиционного процесса.

4) Уникальность и непредсказуемость поведения РИС в конкретных условиях (благодаря наличию  в ней активного  социального элемента) и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися  инвестиционными ресурсами.

5) Сложность региональной инвестиционной системы, наличие множества структурных элементов.   Субъекты РИС вступают во взаимоотношения, преследуя разные интересы. Объектом их деятельности выступают денежные и материальные ресурсы. Через инвестиционные отношения проявляются противоречия между отдельными субъектами и между целыми отраслями и сферами. Так, например, инвесторы, как правило, заинтересованы в увеличении инвестируемого капитала, реципиенты – в повышении эффективности производства, и как следствие - в росте прибыли. Интересы государства и региона заключаются в расширении налогооблагаемой базы и получении больших финансовых средств для решения социально-экономических проблем. Только при совпадении  в долгосрочной перспективе интересов  всех взаимодействующих субъектов инвестиционной деятельности возможна активизация инвестиционных процессов и улучшение инвестиционного климата в конкретно взятом регионе. При рассогласовании интересов нельзя достигнуть эффективного воздействия  на факторы управления, а, следовательно,  невозможно достичь поставленной цели.

6) Иерархичность региональной инвестиционной системы. Ее структурные элементы не являются однородными. В рамках РИС выделяется ряд подсистем, содержание которых будет рассмотрено далее.

7) Целостность, внутреннее единство, одинаковая целевая направленность действий всех элементов региональной инвестиционной системы.  Каждый из элементов РИС существует потому, что является необходимым системе, обеспечивает ее функционирование как целого, взаимодействует с другими ее элементами, формируя их единство действия.  Утрата целостности означает утрату способности к функционированию системы. Данное свойство  определяет способность и стремление региональной инвестиционной системы к целеобразованию, то есть формированию целей внутри системы.

Перечисленные системные качества дают основание говорить о системном единстве региональной инвестиционной системы, наличии внутренних взаимозависимостей, строгой логике существования и развития.

Свойства системы есть выражение ее сущности. Проявления сущности в действии представляют собой ее функции. Функции – специфические способы выражения присущих данной системной структуре свойств. В общем, в зависимости от наличия тех или иных качеств системы формируются и ее функции.  По мнению автора,  основными функциями региональной инвестиционной системы являются следующие:

- реализация целей, задач, основных направлений, мероприятий региональной  инвестиционной стратегии и  политики;

- обеспечение взаимодействия непосредственных  участников регионального инвестиционного процесса (инвесторов и реципиентов)  с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в субъектах Российской Федерации;

- организация инвестиционных процессов, реализующихся  через инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов и  хозяйственные связи между ними;

- обеспечение разработки нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в регионе;

- участие в формировании потребительского и инвестиционного спроса;

- формирование  источников инвестиционных ресурсов и освоение инвестиций;

- предоставление, маркетинговых, консалтинговых, лизинговых услуг;

- обеспечение страхования инвестиционной деятельности;

- информационное обеспечение инвестиционной деятельности;

- учет инвестиций, контроль их  целевого использования;

- формирование критериев  оценки социально-экономической эффективности инвестиционной  деятельности;

- проведение комплексной оценки социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности и реализации региональной инвестиционной стратегии и др.

Наиболее сложной проблемой, возникающей  при определении региональной инвестиционной системы как объекта управления, является проблема  структуризации ее элементов, совокупность и взаимодействие которых создают объективные предпосылки для целеполагания, с одной стороны, и для выбора  предпочтительной стратегии достижения долговременных глобальных целей, с другой.

Региональная инвестиционная система  представляет собой ключевой элемент экономической системы региона, поскольку именно в ней формируются межотраслевая структура и важнейшие пропорции  региональной экономики: между накоплением и потреблением, накоплением и инвестированием, инвестированием и приростом капитальных стоимостей, вложениями и их отдачей и пр. Если рассматривать структуру региональной инвестиционной системы с учетом входящих в нее сфер хозяйствования, то в качестве составляющих можно выделить  следующие  ее элементы (подсистемы) (см. табл. 1).

Таблица 1

Элементы региональной инвестиционной системы

Характеристика

Сфера капитального строительства

 

Осуществляются вложения средств в основные и оборотные фонды отраслей экономики региона. Сфера объединяет деятельность инвесторов, заказчиков, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан по индивидуальному и кооперативному жилищному строительству и других субъектов инвестирования.

2. Инновационная сфера

Реализуются научно-технические новшества и интеллектуальный потенциал.

3. Сфера обращения финансового капитала

Осуществляются вложения денежного, ссудного капитала и финансовых обязательств в различных формах; валютные операции.

4. Сфера реализации имущественных прав

Осуществляется использование опыта, «ноу-хау» и других интеллектуальных ценностей.

 

Вышеозначенные сферы деятельности, пронизывая все сегменты региональной экономики, представляют собой сложнейший конгломерат связей и отношений по реализации инвестиций различного уровня иерархий. Эти связи и отношения выступают в форме  инвестиционного процесса, как способа соединения потребности региона  в инвестировании с его  инвестиционными возможностями.

Если рассматривать региональную инвестиционную систему, как систему управления, то, как  и большинство социотехнических систем,  она представляет собой совокупность управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления), располагающей соответствующими механизмами управления инвестиционными  процессами в регионе. 

Объекты управления в региональной инвестиционной системе, по мнению автора, представляют собой перспективные направления использования совокупности инвестиционных ресурсов; своего рода точки экономического роста, обеспечивающие подъем производства в определенных отраслях и последующее обусловленное этим развитие смежных отраслей в субъекте федерации.  Кроме того, инвестиционные ресурсы, отражающие величину неиспользованного для потребления дохода, также могут рассматриваться как объект управления в региональной инвестиционной системе.

В составе ресурсов можно выделить следующие группы объектов управления:

денежные средства и финансовые инструменты (целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги);

материальные ценности (здания, сооружения, оборудование и другое движимое и недвижимое имущество);

имущественные, интеллектуальные и иные права, имеющие денежную оценку (нематериальные активы).

Из этого следует, что инвестиции, рассматриваемые в ресурсном аспекте, могут существовать в денежной, материальной формах, а также в форме имущественных прав и других ценностей. Вместе с тем, независимо от формы, которую принимают инвестиционные ресурсы, они едины по своей экономической сущности и представляют собой аккумулированный с целью накопления доход.

В процессе воспроизводства осуществляется постоянная  трансформация объектов управления региональной инвестиционной системы, отражающая их двойственную природу: ресурсы преобразуются во вложения (затраты) в объекты  предпринимательской или иной деятельности; в результате использования вложений формируется доход, являющийся источником инвестиционных ресурсов следующего цикла и т.д.

С точки зрения затрат объекты управления характеризуют направления вложений и выступают  как объекты инвестиционной деятельности. Они включают:

ценные бумаги и целевые денежные вклады (вклады на текущих счетах и другие виды вкладов в банковских учреждениях; различные кратко­сроч­ные долговые обязательства;  акции, облигации и другие финансовые документы, подтверждающие заключение сделки по поводу движения финансовых средств);

нематериальные активы (секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности - патентов на изобретения, свидетельств на полезные модели или промышленные образцы, товарные знаки и фирменные наименования, сертификаты на продукцию и технологию производства, права землепользования и пр.);

основной и оборотный капитал (движимое и недвижимое имущество, земля, здания, товары длительного пользования и пр.).

В качестве основных направлений вложений в основной капитал можно выделить: новое строительство; расширение действующего производства с целью создания новых видов продукции и услуг; реконструкцию действующего производства с целью создания новых видов продукции и услуг; техническое перевооружение действующего производства с целью интенсификации производства, увеличения производственных мощностей, объема выпускаемой продукции, улучшения ее качества и других технико-экономических показателей работы хозяйствующих субъектов; производство новых изделий и услуг на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций; разработка нововведений (инноваций).

Объектом инвестирования в рамках региональной инвестиционной системы может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, отрасль, район, город. Объединяющим началом для всех этих объектов  является  наличие собственного бюджета и собственной системы управления.

Субъект управления в региональной инвестиционной системе, по мнению автора, представляет собой совокупность участников регионального инвестиционного процесса, обладающих инвестиционными  ресурсами и системами  их распределения, объединенных в структуру, обеспечивающую  достижение целей  региональной инвестиционной стратегии и  политики.  Деятельность всех  субъектов региональной инвестиционной системы определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта федерации, органов местного самоуправления, а также договорами, соглашениями между федеральными и региональными органами исполнительной власти,  органами местного самоуправления, организациями в интересах улучшения социально-экономического развития региона.

На наш взгляд, управляющую подсистему  региональной инвестиционной системы можно структурировать на следующие элементы:

1.  Государственная инвестиционная сфера РИС -  представляет собой совокупность: органов государственной власти в регионе;  государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности региона; организаций, индивидуальных предпринимателей, использующих государственные инвестиционные ресурсы, взаимодействующих между собой и с другими участниками региональной инвестиционной системы посредством формирования и использования государственных ресурсов и систем  их распределения.

2.  Негосударственная инвестиционная сфера  РИС - представляет собой совокупность организаций, индивидуальных предпринимателей, использующих собственные и привлеченные инвестиционные ресурсы, взаимодействующих между собой и с другими участниками региональной инвестиционной системы посредством формирования и использования собственных и привлеченных ресурсов и систем их распределения.

3.  Инвестиционная  сфера  муниципальных образований РИС - представляет собой совокупность органов местного самоуправления в регионе;  муниципальных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности муниципальных образований региона; организаций, индивидуальных предпринимателей, использующих муниципальные инвестиционные ресурсы, взаимодействующих между собой и с другими участниками региональной инвестиционной системы посредством формирования и использования муниципальных инвестиционных  ресурсов и систем  их распределения.

4.  Инвестиционная сфера домашних хозяйств - представляет собой совокупность физических лиц, являющихся членами семьи, взаимодействующих между собой и с другими участниками региональной инвестиционной системы посредством формирования и использования финансовых, материальных, трудовых, информационных, интеллектуальных и других ресурсов членов домашних хозяйств  и систем их распределения[3].

Участники региональной инвестиционной системы могут выполнять различные функции в инвестиционном процессе. Они могут быть инвесторами, заказчиками подрядчиками, а также пользователями инвестиционных объектов[4].

Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие инвестиционную деятельность с помощью собственных, заемных или привлеченных средств:

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пользователи объектов инвестиционной деятельности (реципиенты) - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

По нашему мнению к числу участников инвестиционной деятельности следует отнести и ряд организаций, оказывающих помощь инвесторам и реципиентам при проведении прединвестиционных исследований, подготовке инвестиционных проектов, оценке их эффективности, проведении экспертизы инвестиционных проектов. Это различного рода консалтинговые и маркетинговые компании, инвестиционные фонды и прочие структуры.

Особое место в управляющей подсистеме РИС занимают   федеральные и  региональные органы власти, выполняющие в региональной инвестиционной системе комплекс функций: организатора  регионального инвестиционно-финансового рынка, его участника, а также менеджера региональной инвестиционной политики. В рамках каждой  функции  органы власти решают ряд задач [5] (см. табл.2).

Таблица 2

Функция

Задачи

1. Организатор регионального инвестиционно-финансового рынка

Снижение системного риска инвестиций.

Развитие внутрирегиональных инвестиционных возможностей.

Изменение структуры экономики региона.

Повышение экспортного потенциала региона.

Увеличение кредитования реального сектора.

Повышение эффективности регионального фондового рынка.

Создание новых инструментов фондового рынка.

Развитие  региональных инвестиционных  институтов.

Привлечение прямых иностранных инвестиций в регион.

2. Участник регионального инвестиционно-финансового рынка

Повышение доходов от использования регионального имущества.

Повышение доходов от региональных  инвестиций.

Снижение стоимости заимствования.

3. Менеджер региональной инвестиционной политики

Формирование региональной инвестиционной политики.

Разработка механизма реализации региональной инвестиционной политики.

Управление риском реализации региональной инвестиционной политики.

Контроль за сбалансированностью и взаимозависимостью инвестиционной политики с  иными направлениями  региональной социально-экономической политики

 

Развитие региональной инвестиционной системы и ее эффективность зависят от эффективности управления инвестиционными процессами на разных уровнях инвестирования и организации участия региональных органов  власти  в инвестиционном пространстве.

Вообще инвестиционный процесс – это  движение инвестиций, в ходе которого они  последовательно проходят все стадии воспроизводства от момента   мобилизации инвестиционных ресурсов до получения дохода (эффекта) и возмещения вложенных средств[6]. В ходе этого движения происходит  смена форм стоимости инвестиций  и превращение их в конечный продукт инвестиционной деятельности данного периода. Так как этот процесс имеет замкнутый характер, его иногда называют инвестиционным циклом. Доход, который образуется в результате вложения инвестиционных ресурсов в  инвестиционные объекты, каждый раз распадается на две составляющие: потребление и накопление. Процесс накопления  ресурсов является  необходимой предпосылкой и следствием инвестиционной деятельности, так как обуславливает развитие инвестиционной деятельности на расширенной основе.  Однако в состав инвестиционной деятельности процесс накопления ресурсов не включается. Это и  отличает инвестиционную деятельность от инвестиционного процесса.

Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.  В соответствии с количеством метаморфоз инвестиций можно выделить основные  этапы инвестиционной деятельности:

1. Преобразование ресурсов во вложения (затраты), т.е. процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности. Этот этап представляет собой собственно инвестирование. Таким образом,  инвестирование, являясь основой инвестиционной деятельности, не отождествляется с этой деятельностью.

2. Использование инвестиций, т.е. превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, что характеризует конечное преобразование инвестиций и получение новой потребительной стоимости.

3. Получение дохода или социального эффекта, т. е. реализация конечной цели инвестирования.

Региональный инвестиционный процесс  представляет собой  совокупное движение инвестиций различных форм и уровней.  Осуществление  регионального инвестиционного процесса  возможно при наличии ряда условий: достаточности ресурсного потенциала для функционирования инвестиционной сферы; существования в регионе субъектов инвестиционной деятельности, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах и механизма трансформации  инвестиционных ресурсов  в объекты инвестиционной деятельности и др.

Совокупность  условий, определяющих  эффективность регионального инвестиционного процесса и обеспечивающих коммерческую привлекательность вложений в  регион называется инвестиционным климатом.   Другими словами, это системное описание условий инвестиционной деятельности в регионе в терминах (в соотношениях количественных характеристик) присущих ему инвестиционного потенциала, инвестиционного   риска  и инвестиционной активности.

Как ранее отмечалось, региональная инвестиционная система  обладает собственным набором значимых свойств и в силу особенностей она имеет свою специфику, но в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальной. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой, в частности, по критериям инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Инвестиционный потенциал - объективные предпосылки (возможности) региона для инвестиций, то есть насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.д.), которые могут быть выражены количественно. Другими словами – это объем инвестиций, который может быть привлечен в основной капитал региона за счет всех (внутренних и внешних) источников финансирования, исходя из наличия в регионе различных экономических, социальных и природных ресурсов, особенностей его географического положения и иных объективных предпосылок, существенных для формирования инвестиционной активности в нем. При этом под инвестиционной активностью региона подразумевается интенсивность привлечения инвестиций в  регион.

 Согласно методике, разработанной  специалистами группы «Эксперт»[7], инвестиционный потенциал региона складывается из группы частных потенциалов: ресурсно-сырьевого; трудового; производственного; инновационного; институционального; инфраструктурного; финансового; потребительского.

Инвестиционный риск - законодательные условия деятельности инвесторов в регионе, своеобразные «правила игры» на рынке инвестиций. Это  возможность неполной реализации инвестиционного потенциала региона,  ввиду наличия в нем негативных социальных, политических и/или экологических условий инвестиционной деятельности, формирующих вероятность потери инвестиций или дохода от них и препятствующих, тем самым, использованию его инвестиционного потенциала Степень инвестиционного риска зависит больше всего от политической и социально-экономической ситуации. Так как в этих областях происходят постоянные изменения - риск является, прежде всего, качественной характеристикой. Можно выделить следующие виды риска: экономический (тенденции в экономическом развитии региона); финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий); политический (распределение политических симпатий  населения по результатам последних парламентских выборов; авторитетность местной власти); социальный (уровень социальной напряженности); экологический (уровень загрязнения окружающей среды);  криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений); законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные  сферы или отрасли, порядок использования отдельных экономических ресурсов).

В совокупности потенциал и риск региона определяют его инвестиционную привлекательность. Инвестиционная привлекательность региона  - это объем инвестиционных вложений, который может быть привлечен в регион исходя из присущего ему инвестиционного потенциала  и уровня инвестиционного риска в нем. Уровень инвестиционной привлекательности региона выступает как интегральный показатель,  суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и  инвестиционного риска. Каждый из них, в свою очередь, также представляет собой интегральный показатель, синтезирующий в себе влияние множества частных факторов (показателей, характеристик), одни из которых формируют в совокупности уровень инвестиционного потенциала региона, а другие - уровень регионального риска инвестиционной деятельности. При этом, чем выше инвестиционный потенциал региона и чем ниже  риск инвестиционной деятельности в нем, тем выше его инвестиционная привлекательность и, как следствие, тем выше инвестиционная активность в регионе.

Целенаправленное воздействие региональных органов  власти на факторы, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам - все это составляет, по нашему мнению,  сущность управления инвестиционной привлекательностью  региона. Управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, то есть помимо объективного интереса инвесторов и реципиентов, здесь явно присутствует объективный интерес общества. Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью региона из разряда частных в разряд общественно значимых.

Даже самое незначительное улучшение инвестиционного климата – это дополнительные средства, позволяющие стабилизировать социально-экономическую обстановку в регионе. Осуществить же превращение инвестиций в динамически устойчивый мощный поток можно, лишь управляя инвестиционным климатом в регионе.  Анализ факторов и рисков, оказывающих влияние на инвестиционный климат, показывает, что возможности  повышения инвестиционной привлекательности региона в краткосрочной перспективе  весьма ограничены, поскольку наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала региона вносят факторы, характеризующие  его географическую расположенность, а также факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности, а именно: наличие природных ресурсов, инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения.  Один из немногих параметров, который можно изменить достаточно быстро – это снижение законодательного риска путем разработки ряда законодательных актов, предусматривающих упрощение и активизацию деятельности инвесторов на территории региона. Проблема заключается в том, что, во-первых, это разовое изменение (нецелесообразно было бы менять его постоянно), во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в современном российском обществе еще  не сформирована правовая культура, то есть законы попросту не выполняются[8].

Возможности влияния региональных властей на инвестиционный потенциал весьма ограниченны. Необходимы длительные сроки и значительные капиталы для развития производственных мощностей. Однако существуют определенные составляющие инвестиционного потенциала, воздействие на которые в определенной степени подвластно государственным управленческим структурам. Так, заинтересованность и участие органов власти  в развитии транспортно-коммуникационной и энерго-промышленной инфраструктуры  региона будет способствовать притоку иностранных инвестиций и активизации региональных инвестиционных процессов. Другой решающий фактор привлечения инвестиций в регион  - это усилия региональных властей  по подготовке и укомплектованию  промышленных предприятий квалифицированными кадрами[9]. Также возможен некоторый  рост институционального потенциала региона за счет активизации деятельности ведущих институтов рыночной экономики и создания новых  институтов.  Следовательно, на сегодняшний день  можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях улучшения инвестиционного климата в регионе, но не о массовой технологии управления его  инвестиционной привлекательностью. Об управлении инвестиционной привлекательностью региона, по мнению автора,  можно говорить в случае, если существуют отчетливые представления о составляющих региональной инвестиционной системы,   воздействие на элементы которой и даст желаемый результат.  Другими словами, управление инвестиционной привлекательностью региона осуществляется в рамках управления региональной инвестиционной системой.

Совокупность процессов, обеспечивающих  поддержание инвестиционной системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое  (перспективное)  состояние путем  организации и реализации целенаправленных управляющих воздействий называется управлением региональной инвестиционной системой. Управляющие воздействия при этом должны быть направлены на:

 стимулирование активности субъектов хозяйствования в региональном инвестиционном процессе;

определение оптимальной структуры и объема  финансовых ресурсов, используемых на инвестиции;

 обеспечение соответствия и пропорциональности в  движении инвестиционных ресурсов ;

 выявление  приоритетных отраслей региональной экономики и отдельных проектов;

 соблюдение пропорциональности между процессом инвестирования и структурой валовых инвестиций;

 обеспечение высокой  эффективности инвестирования, что в конечном итоге ведет к улучшению социально-экономического развития региона.

В целом процесс управления  региональной инвестиционной системой можно представить в виде последовательности формирования  стратегических целей управления инвестициями, разработки региональной инвестиционной политики и осуществления воздействия на инвестиционные объекты с помощью определенных методов и рычагов инвестиционного  механизма для достижения поставленных целей (см. рис.).


 


Рис.  Процесс управления  региональной инвестиционной системой

 

По мнению автора, региональная инвестиционная стратегияэто целенаправленная деятельность (принятие решений) по определению важнейших направлений финансирования инвестиций, выбору приоритетов капиталоинтенсивного развития региона и разработке требуемого для их осуществления комплекса мер.

Стратегические цели инвестиционного развития региона представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры его стратегической инвестиционной позиции, позволяющие направлять региональные инвестиционные процессы  в долгосрочной перспективе и оценивать их результативность.  Генеральной целью региональной  инвестиционной стратегии, на наш взгляд, является обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося регионального рынка, создание (формирование) конкурентоспособности региона. Под конкурентоспособностью региона в данном контексте понимается обусловленная экономическими, социальными, политическими и другими факторами ценность территории для размещения разнообразных видов деятельности,  отражаемая через индикаторы, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику. К числу индикаторов конкурентоспособности региона, по нашему мнению, можно отнести:  рост доходов и повышение качества жизни населения региона, создание новых рабочих мест, рост производительности (способности экономики региона создавать больше продуктов труда при ограниченном количестве ресурсов) и другие показатели.

Реализация генеральной цели  инвестиционной стратегии  обеспечивается достижением совокупности основных стратегических целей. В качестве важнейших  из них могут быть установлены следующие:

- прирост капитала (установление минимально приемлемого темп прироста инвестируемого капитала в долгосрочной перспективе);

- обеспечение высокого темпа капитализации производственной сферы региона;

- рост уровня прибыльности инвестиций и суммы дохода от инвестиционной деятельности (установление минимально приемлемого уровня текущего инвестиционного дохода);

- изменение пропорций в формах реального и финансового инвестирования (установление конкретного соотношения между ними);

- изменение  технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений;

- изменение отраслевой направленности инвестиционных вложений;

- темп роста общего объема инвестиционной деятельности в стратегической перспективе (общий или среднегодовой);

- снижение риска инвестиционной деятельности в регионе (установление предельно допустимого уровня инвестиционного риска) и пр.

Формирование системы вспомогательных целей, включаемых в региональную инвестиционную стратегию необходимо для обеспечения реализации ряда основных целей. Эти цели также выражаются в целевых стратегических нормативах. В качестве важнейших из поддерживающих стратегических инвестиционных целей могут быть установлены:

- уровень отраслевой диверсификации региональных инвестиций;

- уровень территориальной диверсификации региональных инвестиций;

- соотношение объемов внутренних и внешних инвестиций, отечественных и иностранных инвестиций;

- минимизация уровня налогообложения инвестиционной деятельности;

- предельный уровень ликвидности инвестиционных объектов;

- предельный уровень средневзвешенной стоимости формируемых инвестиционных ресурсов;

- удельный вес инвестиций, обеспечивающих решение социальных и экологических проблем региона и пр.

Генеральная, основные и вспомогательные стратегические цели составляют единую комплексную систему и потому требуют  четкой взаимоувязки  с учетом их приоритетности и ранговой значимости. Разработанная система целевых нормативов служит критерием оценки успеха или неудачи  реализации  региональной инвестиционной стратегии  в предстоящем периоде.

Региональная инвестиционная политика  представляет собой комплекс принципов, методов и мероприятий  органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации по регулированию инвестиционных процессов,  направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование  благоприятного инвестиционного климата в регионе. Инвестиционная политика представляет собой форму реализации инвестиционной стратегии в разрезе наиболее важных аспектов  инвестиционной деятельности в регионе на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от инвестиционной стратегии формирование региональной инвестиционной политики является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей региона.

Это, прежде всего, управление тенденциями, то есть создание нормативно-правовой и законодательной базы, формирование структурных механизмов и запуск процессов, функционирование которых дает устойчивый результат. Сущность региональной инвестиционной политики заключается  в том, чтобы максимально использовать в интересах всего общества благоприятные инвестиционные возможности и факторы  и минимизировать негативное влияние инвестиционных рисков на социально-экономическое положение  отдельного региона.

Механизм реализации инвестиционной стратегии в нашем понимании предназначен для максимизации инвестиционного эффекта (в том числе дохода) и минимизации инвестиционных издержек и рисков, связанных со стратегией. В региональных инвестиционных процессах возможно и необходимо использование разнообразных методов организации и управления инвестициями,  источников финансирования,  форм взаимодействия субъектов инвестирования, форм собственности и хозяйствования. В связи с этим механизм реализации  региональной инвестиционной стратегии, по мнению автора, представляет собой совокупность источников инвестиций, форм и методов мобилизации и размещения инвестиционных ресурсов; инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в целях достижения намеченных задач инвестиционного развития региона. Механизм должен включать в себя определенные средства, с помощью которых  предусматривается достижение целей региональной  инвестиционной стратегии, а именно - совокупность экономических, административных и социально-психологических методов управления, и также систему обеспечения действия этих методов.

Региональная инвестиционная программа включает в себя  портфель инвестиционных проектов, являющихся приоритетными для региона  в данный период времени, а также перечень  конкретных мероприятий по реализации приоритетных задач  региональной инвестиционной стратегии.

Управление региональной инвестиционной системой  предполагает действенный контроль субъекта управления за тем, чтобы деятельность объекта инвестиций постоянно осуществлялась в соответствии с принятой инвестиционной стратегией и была обеспечена ресурсами в соответствии с разработанной  инвестиционной  политикой региона.

Анализ и оценка результатов заключается в  определении  общей  экономической эффективности   инвестиционных вложений и социальных результатов, достигнутых в процессе реализации инвестиционной программы. 

Судить об эффективности управления  региональной инвестиционной системой следует на основании проведенного сравнительного анализа планируемых и реально достигнутых целевых нормативов, установленных на этапе формирования стратегических целей инвестиционной деятельности.

 

 

Литература

1. Калашников И. Инвестиционная система: воспроизводственный аспект // Экономист. – 2002. - № 9 – С. 29-35.

2. Самогородская М.И. Управление инвестициями: Монография / Под ред. Б.Г. Преображенского. -  Воронеж: ВГТУ, 2002. - 164 с.

3. Закон Удмуртской Республики «О государственной инвестиционной политике Удмуртской Республики» от 25.02.2003 г. № 7 –РЗ.

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ

5.  Государственная инвестиционная политики Российской Федерации: концепция,  программа реализации и контроля за выполнением. http://www.invest.ru.

6.  Инвестиционный рейтинг регионов России // Эксперт. - 1998. - № 39 (155). - С.18 - 37.

7. Игонина Л.Л. Инвестиции/ Под ред. д-ра экон. наук проф. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2002. – 480 с.

8. Машкин В. Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона. . http://www.akdi.ru/avt-upr/invest/5.htm.

9. Бурлов Д.  Участие региона в мировом движении инвестиционного капитала // Инвестиции в России. - 2002. - № 9. - C. 7-11.

 

 



[1] Калашников И. Инвестиционная система: воспроизводственный аспект // Экономист. – 2002. - № 9 – С. 29-35.

[2] Самогородская М.И. Управление инвестициями: Монография / Под ред. Б.Г. Преображенского. -  Воронеж: ВГТУ, 2002. - 164 с.

[3] Закон Удмуртской Республики «О государственной инвестиционной политике Удмуртской Республики» от 25.02.2003 г. № 7 – РЗ.

[4] Федеральный закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ

[5] Государственная инвестиционная политики Российской Федерации: концепция программа реализации и контроля за выполнением. http://www.invest.ru

[6] Игонина Л.Л. Инвестиции/ Под ред. д-ра экон. наук проф. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2002. – 480 с.

[7] Инвестиционный рейтинг регионов России // Эксперт. - 1998. - № 39 (155). - С.18 - 37.

[8] Машкин В. Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона. . http://www.akdi.ru/avt-upr/invest/5.htm.

[9] Бурлов Д.  Участие региона в мировом движении инвестиционного капитала // Инвестиции в России. - 2002. - № 9. - C. 7-11.

.